Лесопользование
Распределение лесного фонда по основным лесообразующим породам.
Задачи ведения хозяйства
Задачи ведения хозяйства – обеспечение устойчивого развития лесных ресурсов, лесного хозяйства и лесопользования на основе рациональной организации лесного хозяйства и, прежде всего, эффективного использования земель лесного фонда, формирования оптимальной породной и возрастной структуры лесов, повышения их продуктивности, устойчивости и товарности. При этом в качестве основополагающих принципов проектирования приняты постоянство, неистощимость и доходность лесопользования при сохранении и усилении водоохранных, защитных и иных природоохранных функций лесов.
Согласно проекту воспроизводственный цикл в лесном хозяйстве завершается заготовкой и реализацией лесопродукции в порядке ведения рубок главного пользования (заготовка спелой древесины) в пределах научно-обоснованной расчетной лесосеки. Запланированы также рубки промежуточного пользования в насаждениях, в которых необходим уход и определены объемы вырубки древесины при проведении этих рубок.
Наряду с заготовкой древесины определены ресурсы и возможные объемы их использования в порядке осуществления побочных лесопользований (дикорастущие грибы, ягоды, лекарственное и техническое сырье, соки, мед и другие). В целом предусматривается комплексное использование лесов с ориентацией лесхоза на получение доходов, максимально восполняющих затраты на воспроизводство, охрану и защиту лесов и дальнейшее развитие лесохозяйственного производства.
Общее историческое описание
Лесхоз, как самостоятельная организационно-хозяйственная единица, был организован 02.07.1936 года в соответствии с Постановлением ВЦИК и Совнаркома СССР.
В последующем реорганизация лесхоза происходила в 1960 году, в результате разукрупнения существующих, было организовано три новых лесничества: Старушковское, Рубчанское и Лешнянское. С организацией Мозырского лесхоза Лешнянское лесничество перешло в его состав. С организацией Припятского ландшафтно-гидрологического заповедника в 1969 году в его состав было передано Снядинское лесничество, далее в 1972 году в результате разукрупнения Грабовского и Копцевичского лесничеств было организовано Михедовичского лесничество.
На основании приказа Минлесхоза БССР № 53 от 30.05.1988 года и приказа Гомельского управления лесного хозяйства № 108 от 20.06.1988 года Копаткевичский лесхоз был расформирован и полностью присоединен к Петриковскому лесхозу. В связи с упорядочением границ в 1989 году значительная часть (6,4 тыс. га) Глиницкого лесничества, расположенного на территории Мозырского района, передана Мозырскому лесхозу.
В течение последнего ревизионного периода в организационно-хозяйственной структуре лесхоза изменений не происходило, кроме передачи в состав лесного фонда земель от сельхозпредприятий.
Социально-экономические условия
В зоне деятельности лесхоза лесосырьевые ресурсы представлены на землях лесного фонда (100 %). Общее количество обособленных участков (контуров) леса составляет 67 с запасом древесины 22,6 млн. м3. Численность проживающего населения составляет около 38 тыс. человек. На душу населения приходится 3,0 га леса и 600 м3 древесины (по республике соответственно 0,86 и 142).
Годовая потребность в ликвидной древесине местных потребителей составляет 72,0 тыс.м3, в том числе деловой — 23,0 тыс.м3 и дров – 49,0 тыс.м3 при установленной норме изъятия из лесов древесины – 235,3 тыс.м3 и фактической ее заготовке в год лесоустройства – 180,1 тыс.м3, в том числе деловой – 110,6 тыс.м3.
С учетом фактически достигнутых и проектируемых объемов и ежегодной заготовки лесхоз способен удовлетворить спрос на лесную продукцию со стороны местных потребителей древесины и агропромышленного комплекса, а также поставлять востребованную древесину в другие районы республики и за ее пределы.
Возможные для эксплуатации леса составляют 88,5 %, а спелые – 18,7 % покрытых лесом земель.
Все виды производственной деятельности в лесхозе являются рентабельными.
В экономике района расположения лесхоза доля лесного сектора составляет 17 %, в том числе лесного хозяйства – 11 %.
Лесистость в зоне деятельности лесхоза составляет 52,0 %.
Основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство. В состав агропромышленного комплекса района входит 8 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 6 коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, частное унитарное предприятие «Полесье-Агроинвест», сельскохозяйственный комплекс «Лясковичи», ОАО Петриковский агросервис – с сельскохозяйственным филиалом «Агро-Слобода», 10 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Геологической службой РБ на территории лесхоза, в районе Петриковского лесничества выявлено местоположение калийных солей, запасы которого по своим объемам не уступают Солигорскому месторождению. Освоение данного месторождения окажет значительное влияние на экономику района, а также в той или иной степени и на лесохозяйственную деятельность лесхоза.
Побочное лесопользование, использование прилегающих территорий
Использование сосновых древостоев для подсочки
Показатель | Площадь, га |
Площадь сосновых древостоев возможных для подсочки по данным предыдущего лесоустройства, всего | 14728,4 |
Фактическая среднегодовая площадь выполненной подсочки | 74,0 |
из них не соответствуют нормативным требованиям | — |
Находящиеся в подсочке в год настоящего лесоустройства, всего | 250,5 |
В том числе приспевающие древостои | — |
В среднем ежегодно вовлекалось в подсочку 74 га насаждений сосны, что составляет 65 % к проекту предыдущего лесоустройства.
Фактически вырублено сосновых насаждений за ревизионный период 2326 га или 93,4 % к проекту лесоустройства.
В год настоящего лесоустройства находилось в подсочке 250,5 га сосновых насаждений, 1336,5 га учтены вышедшими из подсочки, но не вырубленными. Состояние насаждений, находящихся и вышедших из подсочки, удовлетворительное.
Методы и технология проведения подсочки соответствует требованиям действующих правил.
Лесхоз в прошедшем ревизионном периоде объемы основных видов побочного пользования выполнил, а по отдельных видам, таких как заготовка березового сока и получение товарного меда, значительно перевыполнил.
Из других видов побочных пользований в лесах лесного фонда имеют место заготовка ягод, дикорастущих плодов, грибов, лекарственного сырья и другие. Полностью учесть объемы заготовки этих видов побочных пользований довольно сложно, так как сбор и заготовка их производится местным населением и, в основном, для удовлетворения собственных потребностей и сдачи предпринимателям.
В истекшем ревизионном периоде площади сельскохозяйственных земель списывались лесхозом в установленном порядке и передавались для лесоразведения. Это обусловлено нецелесообразностью использования угодий для сельскохозяйственного производства из-за их низкой продуктивности.
Для ведения охотхозяйственной деятельности лесхозу в аренду 49,6 тыс. га площадей лесного фонда.
На территории лесного фонда Лучицкого лесничества построен охотничий комплекс представленный комфортабельным охотничьим домиком, баней, сетью беседок и мест отдыха.
Площадь рекреационных лесов лесопарковых частей зеленых зон составляет 381,7 га.
В целях сохранения в естественном состоянии и восстановления ценных природно-растительных и болотных комплексов, на территории лесного фонда лесхоза образованы водно-болотный заказник «Пойма Птичи», гидрологический заказник «Воронецкий Мох» и ландшафтный заказник «Комаровичский».
Режим охраны и использования гидрологических заказников обеспечивает сохранность основных экосистем и их средообразующих, водоохранных и почвозащитных свойств. Проведение работ и мероприятий, в том числе и ведение лесного хозяйства, должно осуществляться в строгом соответствии с Положением о заказниках. Из видов лесохозяйственной деятельности на территории водно-болотного заказника «Пойма Птичи» и гидрологического заказника «Воронецкий Мох» запрещены сплошнолесосечные рубки главного пользования.
Соблюдение режима на территории заказников осуществляется в установленном порядке всеми землепользователями. Предусматривается обозначение границ особо охраняемых природных территорий, установка аншлагов и указателей.
Все памятники природы местного значения относятся к ботаническим, организованы в целях сохранения наиболее ценных лесных комплексов. На их территории запрещается возведение построек, прокладка дорог, прогон и выпас скота, разжигание костров, а также уничтожение, включая рубку или повреждение деревьев и древесно-кустарниковой растительности, изменение ее видового состава, в том числе проведение санитарных рубок, работ связанных с реконструкцией, реставрацией или иным изменением памятника природы без их согласования с органами Минприроды.
Проведение работ и мероприятий должно осуществляться в соответствии с режимом охраны и использования памятников природы, указанным в их паспортах. Данные участки исключены из расчета рубок главного пользования. Кроме того, запрещается проведение работ, связанных с изменением гидрологического режима, нарушением почв, организации мест массового отдыха, пикниковых полян, разведение костров, засорение и загрязнение территории или нанесение какого-либо другого ущерба естественному состоянию насаждений.
Общая площадь особо охраняемых природных территорий, объявленных на землях лесного фонда, составляет 1996,9 га или 1,6 % от общей площади лесхоза.
Водоохранные зоны и прибрежные полосы по малым рекам и водоемам выделены в соответствии с Проектами водоохранных зон и прибрежных полос, утвержденными решением Гомельского облисполкома от 11.12.1990 № 292.
В соответствии со статьей 77 Водного кодекса Республики Беларусь в границах водоохранных зон запрещаются:
— применение химических средств защиты растений, внесение минеральных удобрений авиационным методом;
— размещение складов для хранения химических средств защиты растений, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры химическими средствами защиты растений, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта), организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, способных вызывать химическое или биологическое загрязнение поверхностных и подземных вод, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, нарушающих иные требования экологической безопасности;
— устройство объектов захоронения и хранения отходов, за исключением санкционированных мест временного хранения отходов;
— рубка леса, удаление объектов растительного мира без лесоустроительных проектов, проектов благоустройства и озеленения, по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, о транспорте, о Государственной границе Республики Беларусь, о государственной экологической экспертизе;
— мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;
— стоянка механических транспортных средств, за исключением специально отведенных в установленном порядке мест для стоянок механических транспортных средств, а в случае их отсутствия – на расстоянии не менее тридцати метров по горизонтали от уреза воды.
Размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов в границах водоохранных зон допускается при условии согласования проектов организации и застройки территорий садоводческих товариществ, дачных кооперативов в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды.
В границах прибрежных полос также запрещаются:
— возведение и реконструкция зданий и сооружений, проведение иных работ, за исключением указанных в частях четвертой–шестой настоящей статьи;
— применение всех видов удобрений на расстоянии до десяти метров по горизонтали от уреза воды;
— выпас сельскохозяйственных животных вне установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест;
— обработка, распашка земель (почв) на расстоянии до десяти метров по горизонтали от уреза воды, за исключением обработки земель (почв) для залужения и посадки водоохранных и защитных лесов, а также при проведении работ, указанных в частях четвертой–шестой настоящей статьи;
— удаление объектов растительного мира, за исключением их удаления при проведении работ по установке и поддержанию в исправном состоянии пограничных знаков, знаков береговой навигационной обстановки и обустройству водных путей, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий, а также при проведении работ, указанных в частях четвертой–шестой статьи 77 Водного кодекса либо определенных иными законодательными актами Республики Беларусь;
— ограждение земельных участков на расстоянии менее пяти метров по горизонтали от уреза воды, за исключением земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания водозаборных сооружений, объектов внутреннего водного транспорта, энергетики, рыбоводных хозяйств, рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения и иных объектов, эксплуатация которых непосредственно связана с использованием водных объектов;
— размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования маломерных судов за пределами отведенных для этих целей мест, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами;
— размещение сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки дождевых вод) и обработки осадка сточных вод;
— размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов;
— техническое обслуживание транспортных и других технических средств.
В границах прибрежных полос допускается строительство:
— домов отдыха, санаториев, санаториев-профилакториев, домов охотника и рыболова, детских оздоровительных лагерей, спортивных и туристических комплексов, в том числе для агро — и экотуризма;
— сооружений спасательных станций Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасения на водах»;
— сооружений, предназначенных для благоустройства пляжей и иных зон отдыха (биотуалеты, мостки для купания и ловли рыбы, теневые навесы и им подобные объекты);
— малых архитектурных форм (беседки, навесы, качели и им подобные объекты, предназначенные для благоустройства прибрежных полос водных объектов), а также размещение контейнеров, урн для сбора отходов;
— сооружений для хранения маломерных судов и других плавательных средств;
— объектов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта;
— мостовых переходов;
— гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, дюкеров, объектов инженерной инфраструктуры;
— сооружений и объектов, необходимых для осуществления охраны Государственной границы Республики Беларусь, в пределах пограничной полосы;
— сооружений и объектов Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, непосредственно предназначенных для осуществления контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;
— пунктов гидрометеорологических наблюдений;
— иных объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В границах прибрежных полос допускается размещение пасек без капитальных строений, а также проведение:
— работ, связанных с укреплением берегов водных объектов;
— ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, мостов и внутренних водных путей;
— иных видов работ, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
На основании Положения [25] прибрежные полосы отнесены к особо защитным участкам леса с ограниченным режимом ведения рубок главного пользования. В этих участках допускается проведение только добровольно-выборочных рубок слабой интенсивности. На остальной же части водоохранных зон, в отношении возможности проведения того или иного способа рубок главного пользования, лесхозу следует строго руководствоваться проектными ведомостями настоящего лесоустройства.
Выделение водоохранных зон и прибрежных полос по рекам и водоемам обеспечивает поддержание благоприятного водного режима рек, улучшение их санитарного состояния. В комплексе мер по предотвращению истощения, заиления и загрязнения малых рек одно из ведущих мест занимают лесные насаждения. Они задерживают поверхностный сток и продукты эрозионной деятельности, химические и биогенные вещества, улучшают санитарно-гигиенические условия в прибрежных зонах.
Сплошнолесосечные рубки главного пользования в лесах в границах водоохранных зон не проводятся.
Система управления лесными ресурсами
Основным источником покрытия затрат на ведение лесного хозяйства является плата за заготовку древесины на корню и мобилизация собственных средств за счет реализации древесины, получаемой от всех видов рубок, проводимых по бюджетной деятельности.
В своей практической деятельности лесхоз руководствуется проектными установками лесоустройства, плановыми заданиями вышестоящих организаций, заданиями Государственной программы развития лесного хозяйства и других отраслевых программ.
Ведение лесного хозяйства направлено на выращивание и охрану леса с целью наиболее полного удовлетворения потребностей государства в сырьевых ресурсах и рациональное использование земель путем систематического проведения комплекса лесохозяйственных, лесозащитных и лесокультурных мероприятий. Кроме того, ведение лесного хозяйства направлено на проведение комплекса санитарно-оздоровительных и лесозащитных мероприятий по улучшению санитарного состояния насаждений, сохранение защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и эстетических функций леса.
Главной целью деятельности лесхоза является сохранение и создание на закрепленной за ним территории высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, отвечающих экологическим, социальным и экономическим потребностям общества и государства. Проводимые лесхозом лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия, несмотря на ряд объективных причин (повреждения вредителями и болезнями, пожары, ветровалы, буреломы), направлены на выравнивание возрастной структуры лесов посредством организации рационального лесопользования, на формирование оптимальной породной структуры лесов в целях увеличения удельного веса ценных хвойных и твердолиственных насаждений, повышения доходов лесного хозяйства за счет эффективного использования ресурсного потенциала лесов и на этой основе постепенное сокращение расходов государства по финансированию ведения лесного хозяйства.