Лесопользование

Распределение лесного фонда по основным лесообразующим породам.

Задачи ведения хозяйства – обеспечение устойчивого развития лесных ресурсов, лесного хозяйства и лесопользования на основе рациональной организации лесного хозяйства и, прежде всего, эффективного использования земель лесного фонда, формирования оптимальной породной и возрастной структуры лесов, повышения их продуктивности, устойчивости и товарности. При этом в качестве основополагающих принципов проектирования приняты постоянство, неистощимость и доходность лесопользования при сохранении и усилении водоохранных, защитных и иных природоохранных функций лесов.

Согласно проекту воспроизводственный цикл в лесном хозяйстве завершается заготовкой и реализацией лесопродукции в порядке ведения рубок главного пользования (заготовка спелой древесины) в пределах научно-обоснованной расчетной лесосеки. Запланированы также рубки промежуточного пользования в насаждениях, в которых необходим уход и определены объемы вырубки древесины при проведении этих рубок.

Наряду с заготовкой древесины определены ресурсы и возможные объемы их использования в порядке осуществления побочных лесопользований (дикорастущие грибы, ягоды, лекарственное и техническое сырье, соки, мед и другие). В целом предусматривается комплексное использование лесов с ориентацией лесхоза на получение доходов, максимально восполняющих затраты на воспроизводство, охрану и защиту лесов и дальнейшее развитие лесохозяйственного производства.

Лесхоз, как самостоятельная организационно-хозяйственная единица, был организован 02.07.1936 года в соответствии с Постановлением ВЦИК и Совнаркома СССР.

В последующем реорганизация лесхоза происходила в 1960 году, в результате разукрупнения существующих, было организовано три новых лесничества: Старушковское, Рубчанское и Лешнянское. С организацией Мозырского лесхоза Лешнянское лесничество перешло в его состав. С организацией Припятского ландшафтно-гидрологического заповедника в 1969 году в его состав было передано Снядинское лесничество, далее в 1972 году в результате разукрупнения Грабовского и Копцевичского лесничеств было организовано Михедовичского лесничество.

На основании приказа Минлесхоза БССР № 53 от 30.05.1988 года и приказа Гомельского управления лесного хозяйства № 108 от 20.06.1988 года Копаткевичский лесхоз был расформирован и полностью присоединен к Петриковскому лесхозу. В связи с упорядочением границ в 1989 году значительная часть (6,4 тыс. га) Глиницкого лесничества, расположенного на территории Мозырского района, передана Мозырскому лесхозу.

В течение последнего ревизионного периода в организационно-хозяйственной структуре лесхоза изменений не происходило, кроме передачи в состав лесного фонда земель от сельхозпредприятий.

В зоне деятельности лесхоза лесосырьевые ресурсы представлены на землях лесного фонда (100 %). Общее количество обособленных участков (контуров) леса составляет 67 с запасом древесины 22,6 млн. м3. Численность проживающего населения составляет около 38 тыс. человек. На душу населения приходится 3,0 га леса и 600 м3 древесины (по республике соответственно 0,86 и 142).

Годовая потребность в ликвидной древесине местных потребителей составляет 72,0 тыс.м3, в том числе деловой     — 23,0 тыс.м3 и дров – 49,0 тыс.м3 при установленной норме изъятия из лесов древесины  – 235,3 тыс.м3 и фактической ее заготовке в год лесоустройства – 180,1 тыс.м3, в том числе деловой – 110,6 тыс.м3.

С учетом фактически достигнутых и проектируемых объемов и ежегодной заготовки лесхоз способен удовлетворить спрос на лесную продукцию со стороны местных потребителей древесины и агропромышленного комплекса, а также поставлять востребованную древесину в другие районы республики и за ее пределы.

Возможные для эксплуатации леса составляют 88,5 %, а спелые – 18,7 % покрытых лесом земель.

Все виды производственной деятельности в лесхозе являются рентабельными.

В экономике района расположения лесхоза доля лесного сектора составляет 17 %, в том числе лесного хозяйства – 11 %.

Лесистость в зоне деятельности лесхоза составляет 52,0 %.

Основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство. В состав агропромышленного комплекса района входит 8 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 6 коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, частное унитарное предприятие «Полесье-Агроинвест», сельскохозяйственный комплекс «Лясковичи», ОАО Петриковский агросервис – с сельскохозяйственным филиалом «Агро-Слобода», 10 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Геологической службой РБ  на территории лесхоза, в районе Петриковского лесничества выявлено местоположение калийных солей, запасы которого по своим объемам не уступают Солигорскому месторождению. Освоение данного месторождения окажет значительное влияние на экономику района, а также в той или иной степени и на лесохозяйственную деятельность лесхоза.

Побочное лесопользование, использование прилегающих территорий

ПоказательПлощадь, га
Площадь сосновых древостоев возможных для подсочки по данным предыдущего лесоустройства, всего14728,4
Фактическая среднегодовая площадь выполненной подсочки74,0
из них не соответствуют нормативным требованиям
Находящиеся в подсочке в год настоящего лесоустройства, всего250,5
В том числе приспевающие древостои

В     среднем ежегодно вовлекалось в подсочку 74 га насаждений сосны, что составляет 65 % к проекту предыдущего лесоустройства.

Фактически вырублено сосновых насаждений за ревизионный период 2326 га или 93,4 % к проекту лесоустройства.

В год настоящего лесоустройства находилось в подсочке 250,5 га сосновых насаждений, 1336,5 га учтены вышедшими из подсочки, но не вырубленными. Состояние насаждений, находящихся и вышедших из подсочки, удовлетворительное.

Методы и технология проведения подсочки соответствует требованиям действующих правил.

Лесхоз в прошедшем ревизионном периоде объемы основных видов побочного пользования выполнил, а по отдельных видам, таких как заготовка березового сока и получение товарного меда, значительно перевыполнил.

Из других видов побочных пользований в лесах лесного фонда имеют место заготовка ягод, дикорастущих плодов, грибов, лекарственного сырья и другие. Полностью учесть объемы заготовки этих видов побочных пользований довольно сложно, так как сбор и заготовка их производится местным населением и, в основном, для удовлетворения собственных потребностей и сдачи предпринимателям.

В истекшем ревизионном периоде площади сельскохозяйственных земель списывались лесхозом в установленном порядке и передавались для лесоразведения. Это обусловлено нецелесообразностью использования угодий для сельскохозяйственного производства из-за их низкой продуктивности.

Для ведения охотхозяйственной деятельности лесхозу в аренду 49,6 тыс. га площадей лесного фонда.

На территории лесного фонда Лучицкого лесничества построен охотничий комплекс представленный комфортабельным охотничьим домиком, баней, сетью беседок и мест отдыха.

Площадь рекреационных лесов лесопарковых частей зеленых зон составляет     381,7 га.

В целях сохранения в естественном состоянии и восстановления ценных природно-растительных и болотных комплексов, на территории лесного фонда лесхоза образованы водно-болотный заказник «Пойма Птичи», гидрологический заказник «Воронецкий Мох» и ландшафтный заказник «Комаровичский».

Режим охраны и использования гидрологических заказников обеспечивает сохранность основных экосистем и их средообразующих, водоохранных и почвозащитных свойств. Проведение работ и мероприятий, в том числе и ведение лесного хозяйства, должно осуществляться в строгом соответствии с Положением о заказниках. Из видов лесохозяйственной деятельности на территории водно-болотного заказника «Пойма Птичи» и гидрологического заказника «Воронецкий Мох» запрещены сплошнолесосечные рубки главного пользования.

Соблюдение режима на территории заказников осуществляется в установленном порядке всеми землепользователями. Предусматривается обозначение границ особо охраняемых природных территорий, установка аншлагов и указателей.

Все памятники природы местного значения относятся к ботаническим, организованы в целях сохранения наиболее ценных лесных комплексов. На их территории запрещается возведение построек, прокладка дорог, прогон и выпас скота, разжигание костров, а также уничтожение, включая рубку или повреждение деревьев и древесно-кустарниковой растительности, изменение ее видового состава, в том числе проведение санитарных рубок, работ связанных с реконструкцией, реставрацией или иным изменением памятника природы без их согласования с органами Минприроды.

Проведение работ и мероприятий должно осуществляться в соответствии с режимом охраны и использования памятников природы, указанным в их паспортах. Данные участки исключены из расчета рубок главного пользования. Кроме того, запрещается проведение работ, связанных с изменением гидрологического режима, нарушением почв, организации мест массового отдыха, пикниковых полян, разведение костров, засорение и загрязнение территории или нанесение какого-либо другого ущерба естественному состоянию насаждений.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий, объявленных на землях лесного фонда, составляет 1996,9 га или 1,6 % от общей площади лесхоза.

Водоохранные зоны и прибрежные полосы по малым рекам и водоемам выделены в соответствии с Проектами водоохранных зон и прибрежных полос, утвержденными решением Гомельского облисполкома от 11.12.1990 № 292.

В соответствии со статьей 77 Водного кодекса Республики Беларусь в границах водоохранных зон запрещаются:

— применение химических средств защиты растений, внесение минеральных удобрений авиационным методом;

— размещение складов для хранения химических средств защиты растений, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры химическими средствами защиты растений, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта), организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, способных вызывать химическое или биологическое загрязнение поверхностных и подземных вод, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, нарушающих иные требования экологической безопасности;

— устройство объектов захоронения и хранения отходов, за исключением санкционированных мест временного хранения отходов;

— рубка леса, удаление объектов растительного мира без лесоустроительных проектов, проектов благоустройства и озеленения, по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, о транспорте, о Государственной границе Республики Беларусь, о государственной экологической экспертизе;

— мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;

— стоянка механических транспортных средств, за исключением специально отведенных в установленном порядке мест для стоянок механических транспортных средств, а в случае их отсутствия – на расстоянии не менее тридцати метров по горизонтали от уреза воды.

Размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов в границах водоохранных зон допускается при условии согласования проектов организации и застройки территорий садоводческих товариществ, дачных кооперативов в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды.

В границах прибрежных полос также запрещаются:

— возведение и реконструкция зданий и сооружений, проведение иных работ, за исключением указанных в частях четвертой–шестой настоящей статьи;

— применение всех видов удобрений на расстоянии до десяти метров по горизонтали от уреза воды;

— выпас сельскохозяйственных животных вне установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест;

— обработка, распашка земель (почв) на расстоянии до десяти метров по горизонтали от уреза воды, за исключением обработки земель (почв) для залужения и посадки водоохранных и защитных лесов, а также при проведении работ, указанных в частях четвертой–шестой настоящей статьи;

— удаление объектов растительного мира, за исключением их удаления при проведении работ по установке и поддержанию в исправном состоянии пограничных знаков, знаков береговой навигационной обстановки и обустройству водных путей, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий, а также при проведении работ, указанных в частях четвертой–шестой статьи 77 Водного кодекса либо определенных иными законодательными актами Республики Беларусь;

— ограждение земельных участков на расстоянии менее пяти метров по горизонтали от уреза воды, за исключением земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания водозаборных сооружений, объектов внутреннего водного транспорта, энергетики, рыбоводных хозяйств, рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения и иных объектов, эксплуатация которых непосредственно связана с использованием водных объектов;

— размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования маломерных судов за пределами отведенных для этих целей мест, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами;

— размещение сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки дождевых вод) и обработки осадка сточных вод;

— размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов;

— техническое обслуживание транспортных и других технических средств.

В границах прибрежных полос допускается строительство:

— домов отдыха, санаториев, санаториев-профилакториев, домов охотника и рыболова, детских оздоровительных лагерей, спортивных и туристических комплексов, в том числе для агро — и экотуризма;

— сооружений спасательных станций Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасения на водах»;

— сооружений, предназначенных для благоустройства пляжей и иных зон отдыха (биотуалеты, мостки для купания и ловли рыбы, теневые навесы и им подобные объекты);

— малых архитектурных форм (беседки, навесы, качели и им подобные объекты, предназначенные для благоустройства прибрежных полос водных объектов), а также размещение контейнеров, урн для сбора отходов;

— сооружений для хранения маломерных судов и других плавательных средств;

— объектов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта;

— мостовых переходов;

— гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, дюкеров, объектов инженерной инфраструктуры;

— сооружений и объектов, необходимых для осуществления охраны Государственной границы Республики Беларусь, в пределах пограничной полосы;

— сооружений и объектов Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, непосредственно предназначенных для осуществления контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;

— пунктов гидрометеорологических наблюдений;

— иных объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В границах прибрежных полос допускается размещение пасек без капитальных строений, а также проведение:

— работ, связанных с укреплением берегов водных объектов;

— ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, мостов и внутренних водных путей;

— иных видов работ, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

На основании Положения [25] прибрежные полосы отнесены к особо защитным участкам леса с ограниченным режимом ведения рубок главного пользования. В этих участках допускается проведение только добровольно-выборочных рубок слабой интенсивности. На остальной же части водоохранных зон, в отношении возможности проведения того или иного способа рубок главного пользования, лесхозу следует строго руководствоваться проектными ведомостями настоящего лесоустройства.

Выделение водоохранных зон и прибрежных полос по рекам и водоемам обеспечивает поддержание благоприятного водного режима рек, улучшение их санитарного состояния. В комплексе мер по предотвращению истощения, заиления и загрязнения малых рек одно из ведущих мест занимают лесные насаждения. Они задерживают поверхностный сток и продукты эрозионной деятельности, химические и биогенные вещества, улучшают санитарно-гигиенические условия в прибрежных зонах.

Сплошнолесосечные рубки главного пользования в лесах в границах водоохранных зон не проводятся.

Основным источником покрытия затрат на ведение лесного хозяйства является плата за заготовку древесины на корню и мобилизация собственных средств за счет реализации древесины, получаемой от всех видов рубок, проводимых по бюджетной деятельности.

В своей практической деятельности лесхоз руководствуется проектными установками  лесоустройства, плановыми заданиями вышестоящих организаций, заданиями Государственной программы развития лесного хозяйства и других отраслевых программ.

Ведение лесного хозяйства направлено на выращивание и охрану леса с целью наиболее полного удовлетворения потребностей государства в сырьевых ресурсах и рациональное использование земель путем систематического проведения комплекса лесохозяйственных, лесозащитных и лесокультурных мероприятий. Кроме того, ведение лесного хозяйства направлено на проведение комплекса санитарно-оздоровительных и лесозащитных мероприятий по улучшению санитарного состояния насаждений, сохранение защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и эстетических функций леса.

Главной целью деятельности лесхоза является сохранение и создание на закрепленной за ним территории высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, отвечающих экологическим, социальным и экономическим потребностям общества и государства. Проводимые лесхозом лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия, несмотря на ряд объективных причин (повреждения вредителями и болезнями, пожары, ветровалы, буреломы), направлены на выравнивание возрастной структуры лесов посредством организации рационального лесопользования, на формирование оптимальной породной структуры лесов в целях увеличения удельного веса ценных хвойных и твердолиственных насаждений, повышения доходов лесного хозяйства за счет эффективного использования ресурсного потенциала лесов и на этой основе постепенное сокращение расходов государства по финансированию ведения лесного хозяйства.